Этот сайт использует cookies. Продолжая работу с сайтом,
вы выражаете свое согласие на обработку ваших персональных данных.
Инновации в сфере ритейла в странах Персидского залива
Региональный директор Shopworks по Ближнему Востоку Николай Вылегжанин делится с нами причинами, по которым данный регион быстро становится глобальным центром роста и инноваций, особенно в области цифровизации, устойчивого развития, трансформации энергетики и присутствия международных брендов.
Инновации в сфере ритейла
Ритейлеры региона заметно совершенствуют свое взаимодействие с клиентами. Например, глобальным трендом, которого придерживаются несколько региональных ритейлеров, являются магазины без касс и очередей.
Среди тех, кто тестирует решения с поддержкой ИИ, – Carrefour в Дубае, главный офис компании ADNOC в Абу-Даби, а также Oman Oil в сотрудничестве с Omantel, запустившие магазин Smart Ahlain в штаб-квартире Omantel.
Shell Oman запустила свой первый мегахаб на главной скоростной автомагистрали в Маскате, соединяющей ОАЭ и Оман. Данный хаб предлагает множество разнообразных опций в сфере еды, кофе, автосервиса и других услуг по обслуживанию транспорта.
Ритейлеры ОАЭ, напротив, развивают более компактные и гибкие форматы.
Emarat запустила суббренд E2 с гораздо меньшей площадью АЗС и только основными продуктами в магазине. Компания рассматривает этот суббренд как способ охватить большее число потребителей в большем количестве районов.
ENOC также разработала два новых формата заправочных станций. Один из них представляет собой небольшую модульную станцию и магазин с небольшим ассортиментом. Другой формат основан на суббренде компании по доставке топлива ENOC Link и предлагает более широкий ассортимент в своих магазинах под названием Zoom. Оба формата содержат все, что только можно ожидать от заправочной станции.
Устойчивое развитие и переход на электротранспорт
Электрификация автопарка может показаться чем-то далеким для этого богатого нефтью региона, но такая тенденция уже существует. В 2021 году в странах БВСА (Ближний Восток и Северная Африка) было зарегистрировано 20 000 новых электромобилей. По прогнозам, к 2026 году в регионе будет зарегистрировано еще 45 000 электромобилей.
В настоящее время ОАЭ лидируют в регионе по количеству электромобилей на дорогах, но Саудовская Аравия планирует не отставать. Министерство финансов страны планирует приобрести до 100 000 электромобилей Lucid в течение следующих 10 лет. Lucid открывает свою первую международную сборочную линию с максимальной производительностью до 150 000 автомобилей в год, что дает значительный толчок для внедрения электромобилей как в стране, так и в регионе в целом.
Ритейлеры Саудовской Аравии готовы поддержать переход на электротранспорт. Electromin, дочерняя компания Petromin Corporation, объявила о планах установить не менее 100 зарядных устройств для электромобилей по всей стране.
Альтернативные жидкие виды топлива также набирают популярность в странах БВСА. ADNOC (ОАЭ) планирует расширить свой бизнес по производству сжиженного нефтяного и природного газа в регионе и открывает свою первую станцию, работающую исключительно на СПГ.
Кроме того, потребители в странах Персидского залива все больше придерживаются принципов устойчивого развития не только в отношении транспорта, но и в области покупок и потребительских привычек в целом.
Соблюдая принципы устойчивого развития, Carrefour открыла в ОАЭ свой первый магазин BIO, где покупателям предлагаются продукты местного производства. Ассортимент концепции представлен из более чем 3000 здоровых и органических продуктов. Более того, здесь находится первое в истории бренда кафе и гидропонные фермы (непосредственно на территории самого магазина).
Присутствие международных брендов
Ближний Восток исторически всегда приветствовал международные бренды. И сегодня многие бренды категории Food&Drink продолжают выходить на рынок или расширять свое присутствие.
ARabica, сеть кофеен из Киото, недавно открыла свою флагманскую обжарочную мастерскую в Эр-Рияде, продолжая рост своего присутствия в странах Персидского залива.
Канадская компания Tim Hortons продолжает свою региональную экспансию в Саудовской Аравии, осваивая разные форматы: точки внутри торговых центров, концепцию с привязкой к другим розничным брендам и автономные объекты типа drive-thru.
Dunkin Donuts также расширяет свое присутствие в Саудовской Аравии и недавно открыла 17 новых точек, а Krispy Kreme, управляемая Americana, недавно вышла на египетский рынок с 14-ю магазинами.
Costa Coffee планирует вернуться в Оман с новым франчайзи, после того как покинула страну год назад. И, наконец, копенгагенские кофейни и соковые бары Joe&The Juice объявили о партнерстве с базирующейся в ОАЭ Lavoya Group для выхода в регион, начиная с Дубая и заканчивая странами Персидского залива.
Иностранные гости будут счастливы насладиться разнообразием предложения в регионе при посещении крупных мероприятий, которые состоятся здесь в этом году, включая Expo 2020, чемпионат мира по футболу FIFA в Катаре в ноябре, три гонки Формулы-1 Гран-при в 2022 году в Бахрейне, Джидда и Абу-Даби, а также фестиваль музыки, искусства и водных видов спорта Jeddah Seasons в Саудовской Аравии.
Цифровизация
Жители Ближнего Востока становятся все более подкованными в использовании цифровых технологий. Мобильные приложения широко распространены в области банкинга, страхования, аренды автомобилей, химчистки и ритейла. Но наиболее важным элементом цифрового ландшафта для розничной торговли является e-commerce.
Бизнес по доставке растет в этом регионе очень стремительно, что не так уж и удивительно, если учесть довольно высокую покупательную способность населения и относительно низкие затраты компаний на осуществление доставки.
Здесь можно встретить как международных операторов вроде Deliveroo, Uber Eats и Talabat, так и местные сервисы доставки – например, noon Food, Careem и недавно появившийся на рынке Yalla Market. Yalla Market особенно интересен своим новаторским подходом к бизнесу доставки с почасовой оплатой для своих водителей и приемом криптовалюты в качестве средства оплаты для своих клиентов.
Проблемы ритейла в регионе
Перспективы розничного бизнеса на Ближнем Востоке очень позитивны, но и проблемы здесь тоже имеются.
В частности, в регионе Персидского залива проживает очень молодое население, в большинстве стран население от 60% до 70% состоит из граждан моложе 30 лет. В общей массе все они являются наемными работниками и не самыми активными потребителями. На здешнем рынке труда наблюдается растущая тенденция развивать и взращивать молодые таланты, однако работа в ритейле, особенно в областях, связанных с АЗС, далека от их карьерных предпочтений.
Энергетический переход — это еще одна весомая проблема, которую, в конце концов, ритейлу придется как-то решать. Так, необходимо четко понять, как, где и когда этот переход на электротранспорт в итоге свершится. Какой сектор – B2C или B2B – будет действовать первым и как, в конечном счете, они будут развиваться. К тому же остается вопрос о том, должны ли ритейлеры инвестировать в свои уже существующие активы или самое время задуматься об удовлетворении будущих потребностей водителей электромобилей.
Развитие розничных сетей в регионе также становится все более сложной задачей. Вечная дилемма: открывать ли больше точек, постоянно развиваясь, хотя и снижая объемы продаж, или же отдать предпочтение медленному, но устойчивому развитию сети с риском потери доли рынка? Эта проблема актуальна не только для ритейла в сфере АЗС, но и для бизнеса в категории Food&Drink. Каждый новый объект в ритейле нуждается в более строгом контроле затрат и в более жестких и предсказуемых сценариях по удержанию и увеличению прибыли.
В то время как более высокая стоимость бензина может повысить краткосрочную прибыльность для продавцов топлива, она создает долгосрочные проблемы с увеличением затрат. Особенно сложно приходится игрокам e-commerce, ставшим свидетелями забастовок водителей, требующих повысить зарплату в связи с ростом стоимости топлива.